ДЕТИ И КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, твоя любимая игрушка живая, с ней можно поговорить?». Конечно, каждый малыш знает, что только со своей куклой или игрушкой он может обсудить тайны, маленькие секреты. Для многих детей театр начинается с самой простой тряпичной куклы. Это – кукла-перчатка. Удивительно простая, доступная для изготовления, но не менее трогательная. Стоит показать малышу этот способ создания куклы, и в ход идут все варежки и перчатки в доме. Родителям лучше помочь ребенку, выделив для куклы старые вещи. Иногда дети, добиваясь своего, в отсутствие взрослых могут нечаянно испортить вещи. Так что, если собираетесь удивить ребенка куклой-перчаткой, позаботьтесь о том, чтобы малыш смог реализовать свои творческие замыслы. Для этого подойдут любые трикотажные вещи. Размер варежки для куклы определяется размером руки плюс длина до локтя. Для изготовления выкройки на листе бумаги обрисуйте ладонь. Обратите внимание, что вы делаете «руки» или «лапы» с двух сторон для большого пальца и мизинца. Оставьте припуски на швы 1-2 см. Голову можно пришить отдельно, а можно нарисовать мордочку на варежке, пришить ушки. Кукла готова. Дети с 1 года уже реагируют на игру, которую предлагает взрослый. С 2,5- 3 лет дети пробуют сами играть с куклой. В 4 года – ребенок с удовольствием учит текст и участвует в сценках. В 5 лет многие дети с удовольствием участвуют в спектаклях, заучивают текст, хорошо передают мимику куклы, способны выполнять пожелания режиссера, чувствуют партнеров по спектаклю.
Кукольный театр как один из способов умственного развития малыша. Глава из книги «Домашний кукольный театр» М.О.Рахно, Я.Ю.Хусаинова. Посмотрите, как дети любят строить крепости из снега, замки из песка, обожают играть в кубики, создавая из них то дома, то космические ракеты. Посмотрите, как они любят рисовать — и красками, и карандашами, и мелками на асфальте. А еще все дети любят сказки. Взрослые могут не только развлечь детей кукольным театром, но и развить их способности.Дети начинают воспринимать окружающее с момента рождения. Чтобы они могли дать оценку увиденному, определить, хорошее это или плохое, отличить истинно красивое от яркой дешевизны и пошлости, их необходимо учить этому, причем тоже с момента рождения. Развитие вкуса ребенка начинается в семье. Играя с ребенком в кукольный театр, его можно многому научить, многое объяснить, к тому же не просто на словах, а на ярких примерах.Работа над спектаклем, изготовлением кукол и декораций не только очень увлекательна, но и познавательна. В процессе этой работы у ребенка вырабатываются усидчивость, старательность, терпение, аккуратность, развиваются воображение, внимание, память, чувство ритма, воспитывается стремление доводить начатое дело до конца. Во время подготовки к спектаклю ребенок в зависимости от возраста может научиться пользоваться ножницами, наносить клей с помощью кисточки, лепить из пластилина, шить, вязать и т. д. Сначала родители учат ребенка и помогают ему соблюдать и наводить порядок при подготовке к спектаклю и по его окончании, а затем только контролируют ребенка, причем лишь тогда, когда ребенку трудно самому убрать ширму либо громоздкие декорации. Так исподволь в ребенке развиваются аккуратность и ответственность. Куклы из домашнего театра не раз помогут взрослым в воспитании детей. Одно дело, когда родители говорят капризничающему ребенку: «Иди чистить зубы», «Ешь кашу», «Ложись спать». Совсем же другое дело, если коза скажет: «Я пила воду студеную, ела траву шелковую, принесла молочка, сварила кашку, иди, попробуй, какую кашу едят мои козлятки», Колобок объявит, что с грязнулями не дружит, а книжку на ночь почитает Дед Мороз или медведь. Ребенок сразу забудет о своих капризах, что положительно отразится как на его настроении, так и на настроении взрослых членов семьи.Игра с пальчиковыми куклами (причем не только в спектаклях, но и в любое время), как и лепка из пластилина, очень хорошо развивает мелкую моторику малыша. Хорошая моторика пальцев способствует развитию отделов головного мозга, отвечающих за восприятие, анализ и запоминание.Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, малыши визуально и сенсорно познают большое и маленькое, широкое и узкое, высокое и низкое, круглое, острое. Устанавливая декорации, малышам можно в доступной для них форме объяснить, что такое центр, правее, левее, выше, ниже, ближе, дальше.Домашний кукольный театр способствует развитию устной речи ребенка, увеличению его словарного запаса, а разучивание ролей — развитию памяти.
Борис Голдовский Использованы материалы сайта http://www.kuklandia.ru/
С какого возраста можно играть с куклой-варежкой?
Разумеется, в первое время, причем независимо от возраста ребенка и его навыков, основную работу по изготовлению кукол и декораций придется делать взрослым. Постепенно дети втягиваются в работу, у них появляется заинтересованность не только в спектакле, но и в его подготовке и оформлении. Они корпят над декорациями, учатся вдевать нитку в иголку, берут в руки крючок и спицы. Работа крючком, склеивание деталей кукол и декораций, лепка пластилиновых кукол совершенствует у ребенка мелкую моторику, что ведет к развитию головного мозга, способности быстро усваивать новое.Необходимо помнить, что при выполнении однообразной работы малыши быстро утомляются. Правда, при подготовке спектакля однообразная работа им не грозит. Всегда можно сделать перерыв (например, в изготовлении кукол) и предложить ребенку нарисовать афишу, раскрасить декорации либо разучить с ним текст.
Разумеется, в первое время, причем независимо от возраста ребенка и его навыков, основную работу по изготовлению кукол и декораций придется делать взрослым. Постепенно дети втягиваются в работу, у них появляется заинтересованность не только в спектакле, но и в его подготовке и оформлении. Они корпят над декорациями, учатся вдевать нитку в иголку, берут в руки крючок и спицы. Работа крючком, склеивание деталей кукол и декораций, лепка пластилиновых кукол совершенствует у ребенка мелкую моторику, что ведет к развитию головного мозга, способности быстро усваивать новое.Необходимо помнить, что при выполнении однообразной работы малыши быстро утомляются. Правда, при подготовке спектакля однообразная работа им не грозит. Всегда можно сделать перерыв (например, в изготовлении кукол) и предложить ребенку нарисовать афишу, раскрасить декорации либо разучить с ним текст.
При подготовке к спектаклю, во время изготовления декораций и кукол с детьми нужно проводить ненавязчивые беседы, касающиеся спектакля и расширяющие их кругозор. Не старайтесь подменять новые слова, встретившиеся в сценарии, более легкими, известными ребенку, лучше объясните ему значение нового слова, которое благодаря неоднократному использованию в спектакле войдет в лексикон малыша. Детям постарше, тем, у кого дело в руках спорится, предлагаем на память о спектакле раздавать зрителям фигурки главных героев, выполненные в технике аппликации или оригами, в которой можно сложить и лисицу, и птицу, и медведя.Родители, способные создавать сказку, наверняка будут пользоваться у детей особым уважением, признанием. Для ребенка слово «работа» перестанет быть абстрактным, поскольку он увидит реальное созидание вещей близким человеком, а изготовление их своими руками будет способствовать воспитанию у малыша уважения к труду.В. А. Сухомлинский писал о детях так: «...ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Родители посредством создания домашнего кукольного театра способны развить у детей способность к творчеству, любовь к созиданию, интерес к познанию нового.Обычно увлечение детей поначалу лишь сказкой, спектаклем незаметно для них самих перерастает в желание мастерить декорации и игрушки, сочинять новые сказки, творить самостоятельно.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
(Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. № 4'1999)
Эта статья опубликована на сайте http://www.a-pesni.golosa.info/teatr/baby-kukly/baby-kukly.htm
Контактная информация для обращения граждан по вопросам работы образовательных учреждений города Москвы
Влияние рекламы на детей
Со стороны может показаться, что до определенного возраста выбор за ребенка совершают его родители. На самом же деле дети не только выбирают сами, но и оказывают влияние на выбор взрослых. Нередко они даже имеют право голоса при совершении таких серьезных покупок, как, например, автомобиль. Разумеется, детские предпочтения формирует, в основном, реклама. Уже давно производители товаров и услуг «раскусили», что дети - идеальная целевая аудитория. Помимо того, что они проводят много времени у телевизионных экранов, дети более доверчивы и восприимчивы, чем взрослые. Какое же влияние реклама оказывает на малышей и подростков?
- актуализирует потребности
Рекламные сообщения пробуждают и усиливают неявные потребности ребенка. Если раньше он не задумывался о еде в перерыве между завтраком и обедом, теперь он желает регулярно «перекусывать» шоколадными батончиками.
- «засоряет» речь
Малыши буквально фонтанируют рекламными цитатами. «Не тормози, сникерсни» - ошарашивает пятилетний сынишка пришедшего с работы отца. «Ведь я этого достойна» - заявляет маме семилетняя малышка, требуя купить ей новый шампунь. С одной стороны, артистические способности ребенка не могут не радовать родителей (да и память это развивает), а с другой -рекламные штампы обедняют и засоряют детскую речь. Не стоит забывать о том, что дети часто не задумываются над смыслом повторяемых ими рекламных лозунгов.
Раньше ребенок с удовольствием катался на велосипеде или собирал конструктор, а теперь требует с родителей все новые видеоигры. Орехи и сухофрукты заменяются жвачкой, а свежевыжатые соки - колой и фантой.
Что делать?
- помимо квоты на просмотр передач и мультиков, было бы неплохо (особенно в первые годы жизни малыша) выключать телевизор во время рекламной паузы или хотя бы убирать звук;
- объясните ребенку, что к рекламным сообщениям нужно относиться с юмором. Помогите ему выработать критичное отношение к рекламе. Подшучивайте вместе с ним над идеальными рекламными персонажами;
- научите ребенка находить несоответствия между рекламной картинкой и реальностью. Если малыш хочет обедать популярным быстрорастворимым пюре или «моментальной» лапшой, можно прочесть ему в магазине состав этого блюда, и объяснить, что «аппетитное изображение» на экране тщательно срежессировано.
Речевая азбука для родителей. Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать ротик и закрывать, поднимать вверх язычок, делать его широким и узким, удерживать язык в неподвижном положении и т.д.
Цитаты из книги "Общаться с ребёнком. Как!" Правило 1.
Разница между “я” и “ты”-сообщениями невелика. Однако в ответ на “ты-сообщение” ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое “ты-сообщение”, по сути, содержит выпад, обвинение или критику.
Оформляем ребёнка в детский сад. Памятка для родителей.
Ребенок, не посещающий детский сад более трех дней, должен иметь справку от врача, при возвращении после более длительного отсутствия предоставляется справка о состоянии здоровья ребенка и контактах за последний 21 день; после отсутствия в летний период — справка о контактах, обследовании на гельминты.
Необходимо заранее сообщать о дне выхода ребенка в ДОУ после длительного отсутствия.
Перерасчет оплаченной квитанции за дни, в которые ребенок не посещал ДОУ, производится в следующем месяце.
Родители обязаны отчитаться oб оплате перед воспитателем в течение трех дней, представив оплаченную квитанцию, при болезни или отсутствии ребенка в ДОУ родители обязаны прийти за квитанцией, оплатить в указанные сроки и сообщить об этом.
- опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
- умытое лицо;
- чистые нос, руки, подстриженные ногти;
- подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
- отсутствие налета на зубах;
- чистое нижнее белье;
- опрятные половые органы и чистый анус;
- наличие достаточного количества носовых платков.
- не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам — шорты, трусики, колготки; девочкам — колготки, трусики, в теплое время — носки и гольфы);
- не менее двух комплектов сменного белья для сна (пижама);
- два пакета для хранения чистого и использованного белья;
- промаркировать белье, одежду и прочие вещи.
- посещать общие и групповые родительские собрания;
- участвовать в педагогической и хозяйственной жизни ДОУ;
- отрабатывать субботники в строго отведенные сроки;
- внимательно относиться к поручениям воспитателей и администрации ДОУ.
— одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
— складывать свою одежду перед сном;
— застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
— знать назначение многих предметов и их местонахождение;
— выполнять поручения из 2— 3 действий («отнеси», «поставь», «принеси»);
— уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
— замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;
— регулировать свои физиологические потребности;
— вытирать обувь при входе в квартиру;
— аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
— не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
— говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
— показать ребенку его новый статус (он стал большим);
— не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;
— обратить внимание на положительный климат в семье;
— следует снизить нервно-психическую нагрузку;
— сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребенка, специфике режимных моментов и т.д.;
— при выраженных невротических реакциях не посещать учреждение несколько дней.
— отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
— не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
— препятствовать контактам с другими детьми;
— увеличивать нагрузку на нервную систему;
— одевать ребенка не по сезону;
— конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.